Меню
 
Российский грузовой флот обновляется: динамика производства и планы до 2035 года
Производство судов для грузоперевозок в России демонстрирует нестабильную динамику. По итогам 2022 года было построено 14 судов, что на 26,3% меньше, чем в 2021 году, но на 16,7% больше показателей 2017 года. По оценкам «AnalyticResearchGroup» на основе сообщений судостроителей о завершении строительства и спуске на воду, в 2023 году объем выпуска снизился еще на 28,6%, составив 10 судов, а в первой половине 2024 года было построено 6 единиц.

Несмотря на колебания, с начала 2021 года по июнь 2024 года отечественные верфи спустили на воду более 40 судов, что подтверждает устойчивость отрасли и ее способность адаптироваться к текущим экономическим условиям. Основной объем судостроения приходился на сухогрузы, среди которых активно строились суда проектов RSD59 и RBD 4608. Крупнейшие судостроительные предприятия, внесшие наибольший вклад в производство, – «Красное Сормово», «Окская судоверфь», «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» и судостроительный комплекс «Звезда».

В долгосрочной перспективе российское судостроение будет ориентировано на увеличение объемов производства для удовлетворения внутренних потребностей. Согласно «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», планируется построить 250 морских транспортных судов, более 1 500 судов класса «река-море», 1 640 рыбопромысловых судов, а также ледоколы, научно-исследовательские и вспомогательные суда.

Несмотря на стратегические планы, рынок грузоперевозок внутренним водным транспортом (ВВТ) столкнулся с падением показателей. По данным Росстата, в 2023 году грузооборот ВВТ снизился на 19,6% до 54,7 млрд т-км, а объем перевезенных грузов сократился на 11,2%, составив 103,4 млн тонн. Доля ВВТ в общем грузообороте страны уменьшилась до 1%. В то же время морской транспорт показал рост: грузооборот увеличился на 3,8% (до 46,4 млрд т-км), а объем морских перевозок вырос на 19,4%, достигнув 32,9 млн тонн. Однако, на фоне стремительного увеличения перевозок автотранспортом (+22,1%), доля морского транспорта в общем грузообороте осталась на уровне 0,8%.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Российский рынок судов для перевозки грузов: комплексный анализ и прогноз. Июнь, 2024».